В начале XIII столетия в королевские дворы Европы попал диковинный китайский фарфор. Мастера по всей Европе несколько веков пытались подражать мастерам Поднебесной, но их попытки были тщетными.
Прогресс произошел в Германии во времена императора Августа Сильного — страстного коллекционера фарфора. Секрет состава разгадали ученый Эренфрид Чирнгауз и алхимик Иоганн Бёттгер — в 1709 году вблизи города Мейсена они нашли залежи каолина. Благодаря этой находке они смогли уже из созданной ими красной керамики изготовить настоящий твердый фарфор белого цвета. Таким образом в 1710 году была основана известная фарфоровая мануфактура — Meissen.
С момента появления первых образцов фарфора лишь узкий круг людей владел его формулой создания, но избежать распространения секрета не удалось. Один из сотрудников, почувствовав золотую жилу, сбежал в Вену и открыл там собственное производство, куда в 1719 переманил еще одного работника с Мейсена — Самуила Штольцеля. Однако, нет худа без добра, и уже через год, после выгодного предложения Августа Сильного, Штольцель вернулся, и вернулся не один, а вместе с еще одним знаковым для истории мейсенского фарфора Иоганном по фамилии Герольдт — талантливым художником, который приложил руку к небывалому расцвету мануфактуры. ⠀
Герольдт изобрел 10000 пигментов, которые по сей день используют при росписи мейсенского фарфора, и рецептуры которых держат в строгом секрете. Эти краски уникальны — яркость изделий из фарфора, расписанных почти 300 лет назад, не уступает недавно созданным статуэткам, сервизам и вазам, на которых скрестились знаменитые саксонские мечи — фирменный знак мануфактуры. ⠀
Уже в далеком 1722 году, чтобы уберечь мейсенский фарфор от подделок, на мануфактуре стали использовать подглазурное клеймо. Этот знак по сей день является одним из самых узнаваемых логотипов всех времен и народов, ведь это самая старая, из существующих, торговая марка в мире!
Мейсенская мануфактура достигла апогея в середине XVIII века, когда к художнику Герольдту присоединился третий судьбоносный Иоганн — скульптор Иоганн Кендлер. Он подарил миру много фарфоровых изделий, которые теперь относятся к произведениям искусства больше, чем к посуде. Среди них и магнум опус барочного декоративно-прикладного искусства — Лебединый сервиз, и популярный декор «буль-де-неж» из сотен маленьких цветов, прикрепленных вручную, и известный Обезьяний оркестр — фарфоровые статуэтки, которые, в свое время, коллекционировали маркиза Помпадур, Екатерина II и Карл Фаберже, и которые до сих пор остаются желанными для многих коллекционеров по всему миру.